ЯПОНСКИЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА PDF Печать E-mail

Первым военным искусством в Японии, считается СУМО (相撲). По крайней мере, в древних летописных сводах «Нихонги» (720 г.) содержится рассказ о поединке двух силачей Таймано Кэхая и Номино Сукунэ и о том,  что Номино Сукунэ сломал ударом ребра Кэхая, еще раз ударил и сломал ему поясницу, и так убил его, за что получил во владение землю Таймано Кэхая и стал родоначальником борьбы Сумо.

Так и повелось с тех пор, что сила стала главным объектом достижения успеха в жизни и способом борьбы за территорию в этой маленькой стране, которая была в то время еще меньше и долгое время не могла объединится в ту страну, которую мы сейчас знаем.

Со становлением военного сословия самураев, начало складываться искусство борьбы в доспехах – ЁРОИ-КУМИУТИ (鎧組み討ち), сложившись полностью в  XII-XIII в., этот стиль характеризовался тем, что бойцы начинали поединок, сидя в седле. Сблизив коней, они схватывались, стараясь прижать голову противника к луке своего седла и отрезать ее ножом, если сразу не получалось, то бойцы вместе падали и продолжали бой на земле в положении лежа, так как тяжелые доспехи, с успехом заменявшие искусственно нагнанный жир сумоиста, не давали им подняться на ноги. Воин левой рукой старался контролировать действия противника, а правой наносил удары ножом, метя в уязвимые, не прикрытые доспехами части тела противника.  С распространением в XIV в. более легких и удобных типов доспехов в ёрои-кумиути начала активно развиваться техника борьбы стоя.
 

Освобождение от доспехов открыло возможности для обогащения систем ближнего боя многочисленными приемами, применимыми только в бою с противником, не защищенным доспехами и в  XVI в. на основе кумиути, складывается новая разновидность японского искусства ближнего боя,  - КОГУСОКУ-ДЗЮЦУ - «искусство боя малым оружием», направленное на убийство противника, и приемы его захвата живьем.

Остров Окинава жил своей жизнью,  это был независимый центр королевства Рюкю, вплоть до 1609 г. когда, с разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев из клана Сацума, вооруженных пушками, на ста кораблях осуществился ее захват.

Население Окинавы облагалось жесточайшими налогами и подвергалось дискриминации. Был введен запрет на владение всеми известными Японии тогда орудиями, и тем паче мечами. Официальные японские законы той эпохи гласили: "Если лицо низшего сословия, такое как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его следует тут же зарубить". Было введено понятие - "та меси гири" (проба меча), дающее право опробовать меч на голове любого простолюдина. В ответ на это, все тайные общества «цюань фа» и «тодэ» в 1629 г. объединились в единый союз против японских оккупантов. Следствием этого явилось создание нового смертоносного искусства ОКИНАВА-ТЭ, которое включало в себя каратэ и кобудо.  Окинава-тэ приобретает ужасающую славу, провозглашая кардинальный принцип - "иккэн охиссацу" (убить одним ударом).

КАРА-ТЭ (唐手) –«китайская рука». Боевые искусства на острове практиковались в основном среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали к другим жителям. В карате не используется холодное оружие. В 20-м в. стало именоваться каратэ-до (空手道)– «путь пустой руки».

КОБУДО (Кобудо-зюцу) - общее название боевых искусств тех школ, в которых обучают поединку с использованием "нестандартного" оружия в течение нескольких столетий на Окинаве, сформировался и стал неотъемлемой частью традиционного карате. В связи с запретом на владение мечами и копьями, на Окинаве произошло значительное развитие местных бытовых инструментов для использования их в качестве эффективного боевого оружия:  Бо (кун, кон) -  шест.

Cай -  парные трезубцы, существуют три разновидности сай: обычные, мандзи-но-сай (сай, по форме отдалённо напоминающие свастику) – один из боковых отростков направлен назад, к рукояти, которая не заканчивается набалдашником, как в предыдущем случае, а продолжается клинком; и нунти (нунтэй) – острога или багор длянной 217 см (сити-сяку), то есть шест, к которому с одной стороны приделано мандзи-но-сай.

Кама (нитё-гама, нитё кама, мамори кама, ирана) – парные серпы. Разновидностью кама считается року-сяку-кама – 180-сантиметровый шест, к вершине которого приделано лезвие серпа (коса).

Эку (эйку, иэку, кай, уэку) -  весло. Бисенто – секира китайского типа. Яри (хоко) – копьё.

Тудзя – рыбацкая острога, напоминающая трезубец Нептуна. Кува (кувэ, куэ) – мотыга.

Нунтяку (нунчаки, в просторечии) – двойной "цеп для обмолота риса". Был еще санбон-нунтяку (сан-сэцу-кун, сантяку-кун) – тройной цеп. Длина каждого звена составляет приблизительно 65 см. Многие считают, что прототипом нунтяку стала также старинная уздечка, которую изготавливали из двух изогнутых кусков дерева.

Дадзио – два небольших (по 15 см) отрезка палки, соединённые длинной верёвкой;

Тунфа (тонфа, туйфа, тонкува, тойфуа, таофуа, туйха, тункуа) – два бруска, к которым поперёк приделаны две рукояти. Большинство авторов предполагает, что придуманы они были или из рукоятей мельничных жерновов, либо из двух приспособлений, служивших хомутом для быков.

Тэкко – самые натуральные кастеты, сделанные или из металла, или из дерева. Прообразом тэкко подковы, которые можно было легко спрятать за пазухой, а потом применить в драке.

Титтю (тэттю, тэтю) – короткий заострённый с обоих концов штырь (20-30 см). Обычно посредине приделано кольцо или поперечный штырь дабы можно было наносить и прямые удары.

Гусан (гусан-дзё) – тяжёлая толстая гранёная дубина длиной обычно в 102 см.

Не смотря на запреты, мечи также встречались:

Рёба-катана – меч китайского типа с двусторонней заточкой (подобен китайскому цзянь).

Яманадзи (ямакатана, когатана, танто) – широкий меч с односторонней заточкой (подобен китайскому дао). 

И многие другие, даже веер мог быть смертоносным.

 

Большинство мастеров кобудо очень неохотно и с огромной осторожностью и осмотрительностью принимают к своему личному обучению сторонних учеников даже из числа японцев, не говоря уже об иностранцах. А стать учи-деши (ближним учеником) могут стать только единицы, прошедшие очень сложный, и для большинства не японцев абсолютно нелогичный и сложно-противоречивый путь со множеством прямых и косвенных «ловушек» со стороны наставника.  

Сейчас на Окинаве существует лишь одна фамильная школа боевого староокинавского каратэ и кобудо - Синдо-рю «Школа истинного пути», возглавляемая 68-летним Сэнсеем Ханаширо Найто.

 Но, вернемся в начало XVII в., в Японии установился мир, не считая перепалок самураев с окинавцами. В течение всего периода Эдо в Токио, город был резиденцией сёгуната Токугава, управлявшего Японией с 1603 по 1868 год, преподавание военных искусств, становится средством заработка. Под влиянием религиозных традиций, военные искусства постепенно перерождаются из прикладных систем, предназначенных для применения на поле боя, в особые Пути – До (от кит. Дао). Путь - До подразумевал самораскрытие человека, реализацию его творческого потенциала и достижение гармонии с самим собой и окружающим миром через овладение и практику военных приемов и трансформацию сознания, изменение видения мира.

Сами же военные искусства стали именоваться «Бугэй», а секреты воинских искусств (бу-дзюцу, или бу-до). Японское слово "бу-дзюцу" образовано двумя иероглифами: "бу" - " относящийся к военному делу", и "дзюцу" - "искусство, умение, способ, средство, уловка, магия". Понятие «бу-дзюцу» включает всю совокупность дисциплин военного искусства во всех его проявлениях - в сфере столкновений государств, армий или индивидуумов. В этот период возникают сотни школ боевых искусств, именуемых «рю», или «рю-ха», по разным тактикам. Слово рю-ха состоит из двух иероглифов, где рю означает "течение" (созвучное со словом дракон, из-за чего, выходцев школ зачастую именовали какими-нибудь драконами) и "ха" - "школа", "секта", "группировка".

Учение школы, называется «рюги», – это совокупность всех ее приемов, теоретических разработок и религиозно-философских доктрин. Сами тренировки проводились и проводятся в «додзё» (道場)-  в «месте, где ищут путь», которое раньше было рассчитано на проведение только медитативных практик.

Во главе рю стоит– «иэмото», или «сокэ». Иэмото может быть основатель школы, его потомок или, реже, самый сильный мастер из другого рода. Он выступает хранителем традиции школы и один во всей рю имеет право выдавать особые лицензии – «юруси». «Юруси» буквально означает «разрешение», имеется в виду разрешение перейти на следующую ступень обучения. Знание школы священно,  а основатель «рю»  получает это знание в дар от богов или обретает через «сатори» - буддийское просветление, потому «рюги» в глазах членов школы обладает абсолютной ценностью и подлежит передаче последующим поколениям. Как правило, обучение в рю было платным. Ученик вносил деньги при вступлении в школу, во время экзаменов при переходе со ступени на ступень и получении юруси, преподносил мастеру подарки по случаю различных праздников.

Как и всякий другой бизнес, рю поддерживалась широкомасштабной рекламой. Иногда даже фабриковались «истории», расцвеченные легендами, составлялись разветвленные генеалогии, призванные демонстрировать влияние рю, корни рю возводились к выдающимся воинам или полководцам прошлого, к богам и святым буддийским подвижникам и т.д. Но, безусловно, школа рю подготовляла будущих бойцов.


Звание самурая в средневековой Японии было наследственным. Поэтому в самурайских семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения уже с раннего детства в духе бусидо (путь воина). Основной задачей наставников молодого буси была выработка в нём того комплекса особенностей, которые считались необходимыми в профессии самурая, т.е. воспитание человека физически сильного, владеющего в полной мере военным искусством и вооружённого знанием моральных принципов господствующего класса. С особым вниманием относились к первому сыну, так как он по закону уже с момента рождения считался наследником дома, всего состояния семьи и имени самурая. Если самурай почему-либо не мог взять себе наложницу или если последней не удавалось родить ему сына, феодал конфисковывал у буси его надел и лишал родового имени. Это означало, что самурай терял место в социальной структуре и становился ронином.

Обязательным для самурая было изучение 7 предметов: кэндо, со-дзюцу, ба-дзюцу, кюдо, дзю-дзюцу, хо-дзюцу и знание военной стратегии (хэйхо). Это и были составные бусидо (Пути воина). Бусидо имел и очень важную нравственную составляющую в виде чётко прописанной этической системы, в основу которой были положены неоконфуцианские принципы. Некоторые боевые искусства были доступны только для самураев самого высокого ранга и считались Отомэ-рю (Госикиути) — секретными искусствами. Не допускалась ни передача этих систем последователям более низких уровней, ни техническое смешение стилей, а показательные выступления могли наблюдать только члены школы (Рю-ха). Боевые искусства, на которые распространялись эти ограничения, включали Айки-дзюцу и Айдзу Мидзогути Итто-рю.

 Наибольшее распространение в школах  получили 18 боевых искусств  - «Бугэй Дзюхаппан»

武芸十八般.

Даже, несмотря на то, что термин Бугэй дзюхаппан начал широко использоваться лишь в период Эдо, большинство этих учений существовали намного ранее и занимали важное место в обучении воинов, которые стремились получить необходимые знания для выживания:

  

       1. КЮ(ДО)-ДЗЮЦУ (弓術), — искусство стрельбы из лука. Стрельбе из лука самураи придавали большое
значение и посвящали тренировкам кюдо много времени, так как роль лука в феодальных войнах была очень велика. В современном спортивном кюдо используется стандартный японский композитный лук из дерева и бамбука длиной 2,21 м. Мишени размещаются на расстоянии 22 или 60 м. Кроме меткости, оценивается также грациозность движений лучника. Поэтому кюдо - популярный женский спорт и часть школьной физкультурной программы.

 

       2. БА-ДЗЮЦУ (馬術) - искусство верховой езды и стрельба с лошади (ума-юми). Впервые об этом виде стрельбы упомянуто в "Нихонги", где говорилось о ума-юми, практиковавшейся при императрице Когёку (642 - 645). Позднее стрельба с лошади стала называться в исторических источниках "ябусамэ". Наибольшего расцвета ябусамэ достигла в период Камакура, когда бадзюцу в сочетании со стрельбой из лука рассматривались как обязательные виды искусств для высших рангов самурайства. Наряду с ябусамэ в ряд самурайских военных искусств входило так называемое ину-о-моно - упражнение по преследованию на лошади собаки. Ину-о-моно так же, как и ябусамэ, имело своей целью выработать у самурая способность быстро и метко стрелять из лука на скаку, управляя в то же время конём, что было крайне необходимо для буси при сражении в составе конных соединений. Ину-о-моно, в отличие от стрельбы по мишени, имело своей сущностью поражение движущейся цели. Большинство школ ба-дзюцу были утрачены и до настоящего времени сохранились лишь Огасавара-рю, Такэда-рю ябусамэ и некоторые др.

        3. СО-ДЗЮЦУ (槍術) —  умение владеть копьём (яри). Со-дзюцу было обязательным как для самураев высшего ранга, воевавших в составе кавалерии даймё, так и для рядовых воинов-пехотинцев. Копья прямые, колющего типа, с односторонней заточкой, и обоюдоострые, и саблеобразные (хоко) являлись незаменимым оружием феодальных междоусобиц. Их применяли при одиночных схватках, во время рукопашного боя отдельных отрядов и целых армий феодалов, для влезания на стены укреплений и замков противника (пики с крючьями), при абордажных операциях на море. Со-дзюцу преподавалось также в клановых школах феодалов.

       4. КЭН_ДЗЮЦУ(剣術), КЭНДО (剣道)- искусство фехтования катаной и вакидзаси (более короткий меч). Школы кэн-дзюцу различались между собой стойками (камаэ), которых насчитывалось свыше трёхсот, и приёмами (несколько тысяч), но в каждой рю основных ударов, стоек и блоков предусматривалось не так уж много. Считалось, что при твёрдом усвоении этого вполне достаточно, чтобы выйти победителем из любой схватки. Некоторые школы предпочитали вертикальное положение меча и рубящие удары, другие — горизонтальное положение меча и тычковые удары. Одни наставники учили поражать врага в голову, другие советовали подрезать сухожилия на ногах, третьи делали упор на «коронном» ударе по диагонали от левого плеча к правому бедру, рассекающим человека способом «монашеского плаща» (кэса-гири). Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен. Известнейшими среди них были Итто-рю 一刀流 «Школа одного меча», Итто сёдо муто-рю 一刀正傳無刀流 «Истинная школа одного меча без лезвия» и Муненмусо-Рю. Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как исходящие от него. Другая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде всего волю фехтовальщика. Третья сводила технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая». В течение многих столетий во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения. Однако реформы наставника Наганума Кунисато (1688—1767), который ввел бамбуковые мечи «синай», уменьшили количество травм. С реставрацией Мейдзи европейское огнестрельное оружие вытеснило самурайский меч из обихода. Упрощённое фехтование приобрело распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодёжь.

 

 

        5. СУЙ(ЭЙ)-ДЗЮЦУ (()) — ветвь рю посвящённая плаванию в самурайских доспехах, высшим мастерством считалось умение плавать используя одни ноги и одновременно стреляя из лука. В феодальное время во многих княжествах появился ряд школ, обучавших самураев в зависимости от топографических условий различным способам плавания, которые входили в систему военного образования воинов феодальных кланов. Решающее значение при обучении плаванию имела выработка силы духа, готовности устоять перед стихией, быть морально подготовленным к встрече и борьбе с опасностью. Физическая способность к действию считалась здесь тоже необходимой, но стояла тем не менее на втором месте. Средневековые клановые школы отличались друг от друга лишь методами обучения плаванию, положение же пловцов в воде во всех школах было одинаковым: горизонтальным, боковым, вертикальным.

 

       6. БАТТО-ДЗЮЦУ (ИАЙДО) (抜刀術) - искусство молниеносно вытянуть меч из ножен и взмахнуть им в режущем движении. Слово «иайдо» означает - где бы ты ни находился, ты всегда должен быть готов мгновенно реагировать. Термин «иайдо» стали использовать только в 30-х годах 20 века. До этого времени для обозначения этой дисциплины чаще всего употреблялись термины иай-дзюцу или батто-дзюцу. Создание иай-дзюцу или батто-дзюцу традиционно приписывают Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу (1542-1621). Однако это не совсем корректно. Техники выхватывания меча и моментального его использование либо в целях зашиты от внезапной атаки, либо в целях неожиданного нападения преподавал еще Иидзаса Тёисай Иэнао (1387 - 1488), основатель Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Эта школа включала в свою программу техники владения многими видами оружия, от меча и шеста до копья и сюрикэнов. Входил в нее и раздел Иай Дзюцу. Так что, наверное, правильнее будет говорить, что Хаясидзаки Сигэнобу первым стал практиковать и развивать иай как самостоятельную, независимую от кэн-дзюцу дисциплину. Считается, что он, так же как и Иидзаса Тёисай, получил божественное вдохновение, которое привело к созданию искусства, получившего название Мусо Синдэн Дзюсин Рю Батто Дзюцу. Практически все известные сегодня школы иайдо являются ответвлениями этой легендарной школы. Сущность иайдо наиболее полно выражена в фразе: «сая но ути дэ кацу» и означает она: «Победить, не вынимая меча из ножен». Подлинный смысл этой фразы заключается в том, что человек должен одержать победу до того, как меч будет замечен вынутым из ножен.  В отличие от кэн-дзюцу, иай-дзюцу выполняется как одиночное упражнение (тандоку рэнсю). Каждая ката (форма) начинается и заканчивается с мечом в ножнах. При этом человек, выполняющий ката, может сидеть, полусидеть, стоять или просто идти (то есть быть относительно неготовым к бою). Независимо от стиля, ката иай-дзюцу состоят из четырех технических действий:

·        Нукицукэ или Нукиути (выхватывание меча с ударом),

·        * Кирицукэ или Кириороси (нанесение основного удара),

·         *Тибури или Тибуруй (стряхивание крови с лезвия меча),

·         *Ното (вкладывание меча в ножны).

Каждое из этих действий должно быть выполнено наиболее эффективным образом, и все они должны плавно переходить одно в другое. (в аниме «Самурай Икс» (Бродяга Кеншин) пользовался именно этой техникой.)

 

        7. ТАНТО-ДЗЮЦУ (短刀術) - искусство ножевого боя. Танто - представляет собой нож с лезвием длинной около 15 см и более, и имеющим одностороннюю заточку. Изучение Тантодзюцу начинается с Танто-но-ката, в котором собраны основные удары, наносимые прямым и обратным хватом.

 

       8. ДЗЮТТЭ-ДЗЮЦУ (十手術), Дзюттэ ("десять рук") -  искусство обращения с металлической трубкой с шилом на одном конце. Японское холодное оружие, применяемое ниндзя и некоторыми подразделениями японской полиции в период Эдо. К основам дзюттэ-дзюцу относят навыки хвата, нанесения ударов, камаэ, использование как вспомогательного инструмента при проведении бросков и рычагов, проведение удушений и др.

       9. СЮРИКЭН-ДЗЮЦУ (手裏剣術) – искусство обращения с метательными лезвиями.
Сюрикэны, в народном представлении, неразрывно связаны с образом «воина ночи», поэтому их нередко называют «звездами ниндзя». Однако в действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы «визитной карточкой». Звезды и стрелки можно было легко спрятать в одежде и использовать для тайного убийства исподтишка, что предопределило их популярность в среде ниндзя. Зажав сюрикэны в обеих руках, ими можно колоть, рвать, вспарывать как кастетами в рукопашном бою. Кроме того, сюрикэны использовались как кресала для высекания огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д.
Искусство метания сюрикэнов восходит к технике метания различных ножей - от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных метательных стрел утинэ. Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы:

·         Метательные стрелки или бодзе-сюрикэн ('сюрикэн-палочка'). Бодзе-сюрикэн, в свою очередь, разделются на палочкообразные (хасидзе; 'хаси' - палочки для еды), клинообразные (кусабигата), веретенообразные (босуйгата), пластинчатые (хэйтегата), иглообразные (харигата), гвоздеобразные (кугигата), ножеобразные (тантогата) и др. Всего специалисты насчитывают до 50 видов бодзе-сюрикэн.

·         Метательные пластинки, или сякэн (курума-кэн - 'меч-колесо'), ниндзя из Ига и Кога предпочитали именно их. Видов сякэн известно также немало: крестообразные (дзюдзи), шестиконечные (роппо), звездообразные (хосигата), восьмиконечные (хаппо), свастикообразные (мандзи), трехлучевые (санко), в виде железного кольца (тэккан), 'текущей' свастики (нагарэ-мандзи), отверстия от гвоздя (кугинуки), 'ежика' (тэцумари) и т.д. Их тоже насчитывают свыше 50. Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн, как тэцумари-сюрикэн и мандзи(нагарэ-мандзи)-сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн делали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. А мандзи-сюрикэн и нагарэ-мандзи обрабатывали ядами и предназначали для нанесения царапающих ран.

 Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах: Катори Синто-рю, Нэгиси-рю.

 

      10. ХАРИ-ДЗЮЦУ (針術)  - искусство убийства иглами. Разделялось на: Фукумикути Хари  隠口針 (скрытые иглы рта)  - плевание иглами изо рта или из установленного на запястье устройства, скрытого под рукавом иФукибара-дзюцу — японское искусство стрельбы отравленными иглами — хари (длина 50 мм) из фукибари— миниатюрного духового ружья.

 

      11.  НАГИНАТА-ДЗЮЦУ ((薙刀術) - искусство владения нагинатой. Нагината —представляет собой
закреплённый на длинной рукоятке изогнутый клинок, аналогичный японскому мечу. Первоначально нагината использовалась в основном пехотой против конных противников. В период Эдо, нагината преобразовалось по большей части в статусное оружие женщин из сословия самураев 
онна-бугэйся女武芸者(«женщина-гейша-самурай»), и также предназначалась для защиты ими жилища в отсутствие мужчин.  Многие традиционные школы боевых искусств, такие как, например, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, включили нагината-дзюцу в программу обучения приблизительно с середины XV века. В настоящее время нагината-дзюцу в основном практикуется в форме современного боевого искусства гэндай будо.

      

       12. ХО-ДЗЮЦУ (砲術) – искусство применения огнестрельного оружия и артиллерии. Распространилось с момента появления в Японии мушкетов, которые были привезены португальцами в 1543 г. на о-в Танэгасима. Все школы хо-дзюцу разделялись на школы, специализировавшиеся в применении мушкетов, орудий, ракет и зажигательных стрел и, главной целью обучения они провозгласили не максимальную скорострельность, что отвечало требованиям армии, а достижение абсолютной меткости стрельбы. Это учение испытало, как и многие, огромное влияние буддийской школы Дзэн. Например, в наставлении Ватанабэ-рю: говорится, что стабильная меткая стрельба возможна лишь в состоянии самозабвения, «когда сердце, глаза и ладони пребывают в единстве, а в сознании не может возникнуть никакой мысли размером хотя бы с горчичное зернышко».

       

      13. ТОРИТЭ (ТОРИДЭ)-ДЗЮЦУ (捕手術), искусство рукопашного боя. Особые приемы захвата противника. Несмотря на название применялись не только руки. Ее изучали в школах в составе многих других техник.. В буквальном переводе название этой боевой системы звучит как «хватающие руки». Болевые приемы – гяку-вадза (кансэцу-вадза): броски с помощью болевого воздействия, приемы подчинения противника болевым воздействием для перевода на удержание, конвоирования и т.д. и приемы удержания. Приемы удушения могут проводиться с использованием рук или ног, с захватом одежды противника или без ее захвата. По своему характеру удушения делятся на удушения воздействием на дыхательные пути и удушения с перекрытием доступа крови к мозгу. Долгое время секретным разделом дзю-дзюцу считалась техника атэми-вадза – поражения уязвимых точек человеческого тела ударами. Различаются, прежде всего, удары руками и ногами, очень редко встречаются удары головой. Несколько особняком стоят такие разделы как саппо – методы убийства ударами и нажимами в уязвимые точки, включая так называемую «технику отсроченной смерти»; кэйраку-гихо – «сопровождающая техника» - нажимы на уязвимые точки, используемые для облегчения проведения броска или болевого приема; каппо – методы реанимации воздействием на точки.

      

       14.ДЗЮ-ДЗЮЦУ (джиу-джитсу, тай-дзюцу) (柔術)  - искусство мягкости, под влиянием философии «Даодэцзин» (книга пути и благодати), которое пользовалось большой популярностью в среде китайских мастеров ушу. Идея дзю-дзюцу в том, чтобы одолевать противника не силой, а мягкостью, податливостью. Мастер никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив, старается измотать врага, чтобы его было легче победить. Старейшей школой дзю-дзюцу, была Такэноути-рю 1532 г. И включала 2 раздела:

·         Когусоку коси-но мавари («малое оружие, окружающее пояс») в составе 25 приемов. Приемы
первого раздела Такэноути-рю восходят к технике кумиути. Приемы нападения и защиты от попытки противника выхватить у бойца меч из ножен или воспрепятствовать ему, выхватить свой меч, броски захватом ноги, удержания с использованием рычага локтя или выкручиванием руки и некоторые другие.
 

·         Торидэ («захваты руками») из 5 приемов. Раздел торидэ составляют приемы захвата противника живьем в плен. Неотъемлемой частью любой школы дзю-дзюцу являются также боевые изготовки, приемы маневрирования за счет перемещений и скручиваний туловища, техника взятия захвата, приемы самостраховки (укэми). Например, при исполнении броска через бедро противника по всем правилам выводили из равновесия, наваливали на поясницу, а затем, вместо сбрасывания наземь, ставили на место. Такой метод тренировки называется утикоми, он сохранился до сего дня в дзюдо.

Ряд направлений дзю-дзюцу произошли от школ фехтования, в которых существовали приемы обезоруживания противника, вооруженного мечом. Дзю-дзюцу являясь частью боевой системы, со временем было преобразовано в спортивные виды единоборств, такие как дзюдо, самбо, и айкидо.

 

       15. БО-ДЗЮЦУ (棒術)  - искусство боя шестом.  Длинные палки из дуба или полностью сделанные из железа прутья длиной 150- 182 см и шириной в 3 см. Использовались самураями-охранниками замков или стражами порядка в городах. Бо бывают разной формы: круглые, граненные, эллипсовидные (школа Дзёсинмон Сёрин-рю), конусообразные (диаметр сечения увеличивается от концов к середине) и даже с рабочей поверхностью веслообразной формы.. Бо-дзюцу, как искусство защиты включает в первую очередь технику работы против агрессивного противника, вооруженного мечом, хотя возможна и эффективная работа от других видов оружия. В старых школах тодэ (окинавского каратэ) в дополнение к рукопашной технике в обязательном порядке практиковалось еще и бо-дзюцу. И сегодня поддерживается эта традиция, например в стиле "Каратэ-до Конно-дзюку", стержнем которого является система тренировок Сюри-тэ. Потому как изучение искусства боя шестом способствует развитию чувства дистанции ("ма-аи"), овладению техникой контроля противника одновременными согласованными действиями обеих рук "мэотодэ" ("фуфудэ") - руки-супруги.

Бо-дзюцу по праву занимает привилегированное положение среди направлений работы с оружием. Считается, что человек, овладевший техникой бо, с легкостью овладеет любым другим холодным оружием.          

        16. КУСАРИ-ДЗЮЦУ (鎖術), - искусство владения железной цепью, на одном конце которой укреплён металлический шар или острый серп. Различают:

·    Кусаригама - серп (кама) и цепочка (кусари) с грузом на конце. Чаще всего представлял собойслегка изогнутое, довольно широкое стальное лезвие, заточенное  с одной или двух сторон.  Использование кусари-гама позволяетвоину порезать или зарубить врага; пронзить его острием лезвия; запутать, болезненно связать или сделать бесполезным его оружие при помощи жесткой, не разрубаемой железной цепи; поломать кости при помощи инерции, развиваемой железным грузом на конце цепи; или оглушить рукоятью из твердого дерева. Кусаригама нашла свое основное применение в мирное время в практике правоохранительных органов. Также она была излюбленным оружием воинов ниндзя (шиноби кусари-гама). В силу своей высокой боевой эффективности кусаригама-дзюцу было канонизировано во многих школах. Особо следует отметить сохранившиеся до наших дней Иссин-рю, Араки-рю, Кираку-рю, Тодаха Буко-рю, Масаки-рю, Ямада син-рю, Сибукава-рю, Синто Мусо-рю. Существовали разновидности владения дзин-гама (большим серпом-косой) и нитё-гама (парными серпами).

 *Фундо-гусари  - цепь с грузилами на обоих концах.

Тама-гусари  - цепь с опасным шаром на одном конце. (Можно было увидеть в «Убить Билла» у Го-Го.)

 

 

        17.    МОДЗИРИ-ДЗЮЦУ (鋸術) -  умение обращаться с модзири (вариант булавы, палица, утыканная острыми шипами). Вроде тама-гусари, только не с цепью, а с шестом.

        

    18.    СИНОБИ-ДЗЮЦУ (ниндзюцу) (忍術)» — искусство разведчика-ниндзя. Термин нин-дзюцу (нин - невидимый, терпеливый; дзюцу - искусство) допускает два толкования: «искусство быть невидимым» и «искусство терпеть». В школах синоби изучались практически все предыдущие техники с прибавлением еще многих других вспомогательных техник, типа: саймин-дзюцу — гипноз, хэнсо-дзюцу — переодевание, онсин-дзюцу — маскировка, ай-дзюцу – очарование и соблазн, интон-дзюцу — уход от погони и т.п.

 

И конечно же все школы, даже одного типа враждовали издревле друг с другом на счет выяснения превосходства, особенно ниндзя, о чем столько снято фильмов и аниме.

Каратэ  не было включено в состав "бугэй дзюхаппан" из-за окинавского происхождения, хотя многое из него было включено в техники, произошедшие от дзю-дзюцу.  

В 1868 году Япония вышла на новый виток своего развития. В результате буржуазной революции Мэйдзи-исин рухнуло трёхсотлетнее правление сёгунов Токугава, завершилась эра властвования самурайского сословия. Указ 1871 года объявил о роспуске самурайских дружин и отмене их сословных привилегий. Япония открылась для западного мира и развернула процесс модернизации, направленный на сокращение отставания, прежде всего технологического, от Запада. С крахом Сёгуната рухнули и строгие классовые различия, что позволило овладеть мечом мужчинам, по рождению не принадлежавшим к классу самураев. Додзё в разных городах открыли свои двери людям

Обновлено 31.08.2015 10:49
 
Main page Contacts Search Contacts Search